«Кто Я?» Или как начинающему руководителю повысить свою эффективность до 75%

Двухминутный блиц-тест

Прежде чем начать тему эмоциональной компетентности руководителя, я предлагаю Вам пройти короткий 2-х минутный блиц-тест, который даст Вам необходимую информацию для понимания и осмысления Ваших действий как руководителя. Важное условие! Выполнить тест необходимо в самом начале, до прочтения статьи. Только таким образом Вы получите полные и корректные результаты, на основе которых, сможете повысить свою эффективность!

Подготовка к тесту. Возьмите ручку и лист бумаги. Поставьте перед собой часы. На ответы у вас будет всего 2 минуты. Так как время ограничено, отвечайте коротко, односложно, можно одним существительным (например, «лыжник»), или существительным с прилагательным («быстрый лыжник»). Засеките время. И, если Вы готовы, можем начинать.

Задача: В течение 2 минут дайте десять ответов на вопрос: «Кто Я?». 

2 минуты прошло? Если Вы не написали десять ответов, а у Вас получилось 5-6 - ничего страшного. Этого количества нам будет достаточно для дальнейшего анализа.  Результаты Вы разберете чуть позже, а сейчас немного теории.

Треугольник компетентности

Выполнять различную профессиональную деятельность человеку позволяет так называемый «треугольник компетентности».

 

 
Как мы видим на рисунке, «треугольник компетентности»  состоит из следующих составляющих:

  • Практическая компетентность - практические знания, умения и навыки в конкретной профессиональной деятельности
  • Умственная компетентность - уровень умственного развития или попросту IQ
  • Эмоциональная компетентность - способность понимать свои и чужие эмоции, и на этой основе управлять своим поведением. Эмоциональная компетентность не связана с «эмоциональностью» в привычном для нас понимании. Эмоциональный человек вполне может обладать низкой «эмоциональной компетентностью». В то же время человек спокойный, уравновешенный может демонстрировать высокий уровень «эмоциональной компетентности».

Какой вид компетентности, по вашему мнению, является ведущим в работе руководителя? Понятно, что для начинающего руководителя линейного уровня, практическая компетентность, т.е. практические знания того, «что» и «как» должны делать его подчиненные жизненно важно. Так как часто ему приходится  совмещать роль руководителя с исполнительской ролью, например, проводя переговоры или продажи ключевым клиентам, обучая новичков специфике деятельности, налаживая технические процессы.
 
Прежде, чем ответить на вопрос относительно важности интеллектуальной  и эмоциональной компетентности, приведем результаты некоторых исследований. Например, то, насколько успех в бизнесе зависит от умственной компетентности, многие ученые дают разную оценку, но большинство из них согласны, что IQ обеспечивает не более 25% успеха. А одно из исследований в Гарварде вообще дало парадоксальный результат: зависимости карьерного роста и успешности в работе от интеллекта нет вообще, а если таковая и наблюдается, то может быть как положительной, так и отрицательной!

Так что же в большей степени обеспечивает успех в работе руководителя? Американский психолог Даниел Гоулман произвел настоящий фурор, заявив, что более важную роль, чем IQ, играет коэффициент EQ (Emotional Quotient) — эмоциональный показатель интеллекта. Опираясь на исследования этого ученного, эксперты пришли к очень важному выводу: для эффективности управленческой работы EQ имеет решающее значение. Успех  работы на 85% определяется уровнем развития эмоциональной компетентности руководителя и только на 15% он определяется с помощью IQ!


 
 

Управленец достигает результата опосредованно, через управление ресурсами, основным из которых является человеческий ресурс. А развитые навыки эмоциональной компетентности позволяют руководителю усилить влияние на данный ресурс, используя  свои эмоции и эмоции подчиненных, что в итоге и приводит к повышению эффективности их деятельности.

Составляющие эмоциональной компетентности

Давайте разберемся с тем, из каких элементов состоит эмоциональная компетентность?

Это:

  • Самосознание или понимание себя - способность различать и интерпретировать собственные чувства, эмоции, настроение, порывы, а также их влияние на других людей
  • Самоконтроль - способность контролировать и направлять в желаемое русло собственные импульсы и порывы
  • Эмпатия - способность понимать эмоциональное состояние других и взаимодействовать с ними с учетом их эмоциональных реакций
  • Социальная умелость - умение находить общий язык с людьми и поддерживать отношения с ними вне зависимости от их изначальной предрасположенности к этому

Как Вы уже поняли, наш блиц-тест «Кто Я?»* был направлен на первую составляющую эмоциональной компетентности«понимание себя». Давайте вначале рассмотрим суть данной методики а далее, те результаты, которые Вы получили.
 

Суть блиц-теста «Кто Я?»

Где бы Вы не работали, чтоб ни делали, Ваша деятельность  реализовывается через определенный «ролевой репертуар», а попросту через «роли». В жизни вы можете играть роли «руководителя», «подчиненного», «родителя», «мужа», «продавца» и др.

Роль – это некий стереотип поведения, который мы предъявляем миру для реализации в определенной сфере жизни. У каждой роли есть свои цели, ценности и особенности реализации. А также определенные последствия, если данная роль реализуется неправильно. 

Для лучшего понимания Ваших результатов теста, вначале, предлагаю разобрать несколько примеров. Отвечая на вопрос «Кто Я?» Вы перечислили некий «ролевой репертуар». Какие роли мы можем увидеть в ответах людей, которые отвечают на данный вопрос теста? Чаще всего, люди фиксируют следующие роли: человек, мужчина/женщина, мать/отец (родитель), жена, друг и т.п. Реже роли профессиональные – руководитель, продавец, сотрудник организации, коллега и т.п. Т.е. чаще проявляются роли, которые более глубоко в нас заложены или с которыми мы дольше всего «жили».

Итак, какую цель мы достигаем, действуя например, в роли «друга»? Мы стремимся получить положительные эмоции, поддержку, принятие. Для того чтобы цель данной роли  была достигнута, человеку необходимы «дополняющие роли» – «друзья». А если есть друзья, то будет и «антироли» – «недруги» или «враги». Как Вы думаете, какие последствия может получить начинающий управленец, если он будет подменять свою профессиональную роль «руководителя», ролью «друга», где дополняющими ролями будет «друзья» подчиненные? Что будет происходить? И повыситься ли результативность оперативного управления данными сотрудниками? Да или нет?
 
Предполагаю, что Вы ответили «нет». Правильно, так как у роли «руководитель» своя, четко определенная цель – эффективное управление ресурсами (в том числе и человеческими) для достижения цели подразделения. И при достижении данной цели не может быть «друзей» или «врагов». Есть сотрудники организации, со своими обязанностями и полномочиями, а также есть задачи, которые им необходимо выполнить.
 
Часто, мы можем увидеть в ответах на тест на первых местах роль «человек». Это очень важная роль, но каковы ее цели? Обычно это - следование и соответствие морали и общественным ценностям, 

выполнение долга и т.п. Находясь в роли «человека» мы и других оцениваем по общественным меркам. Если кто-то соответствует, то он «человек», а если нет – «нечеловек» или «нелюдь».

Представьте, что может произойти, если руководитель в свое рабочее время будет оценивать сотрудников, коллег или вышестоящего руководителя через эту призму? А вдруг его «босс» окажется еще и не очень воспитанным или применяющий не самые гуманные подходы в управлении подчиненными? Или коллега идет к своей цели по головам. А кто-то из подчиненных использует для достижения своих целей обман. Как данный руководитель будет к ним относиться и сможет ли он в роли «человека» быть максимально эффективным на конкретном рабочем месте? Предполагаю, что если он и будет достигать результатов находясь в данной роли, то эмоционально ему будет очень непросто. И тут уже близко до психосоматических заболеваний.

Ваши результаты блиц-теста «Кто Я?»

Наступило время обсудить Ваши результаты блиц-теста. Если Вы следовали инструкциям, у вас получился список из 6-10 «ролей». Нам важно обратить внимание на те роли, которые находятся на первых трех-четырех местах. Так как эти роли - наиболее актуальные для отвечающего. Это те роли, с которыми человек наиболее себя идентифицирует в данный период времени и по каким-то причинам привлекающие его внимание и энергию. Роли стоящие ниже, для анализа менее интересны.

Что делать с результатами дальше? Например, Вы линейный руководитель. Вас недавно назначили на эту должность. И если на первых местах в ваших ответах нет роли «руководитель», а стоят другие роли (например «человек», «мужчина», «коллега» и др.) то, возможно, выполняя свои профессиональные обязанности, вы будете подменять роль «руководителя» другой ролью. Причем обычно происходит это незаметно и, что еще хуже, неосознанно. Как результат - конфликты, непонимание, низкие результаты, снижение авторитета, разочарование профессией, отсутствие мотивации ... злоупотребление алкоголем, набор лишнего веса, плохое самочувствие и т.д. Понятно, что эффективность Вашей деятельности в данных обстоятельствах будет не самой высокой.
 
Как поступить зная это? Первоочередное и самое главное - это осознавать и отслеживать в какой «роли» Вы находитесь, и соответствуют ли цель данной роли, целям Вашей текущей профессиональной деятельности. И далее, при необходимости производить «коррекцию поведения или мышления». Ну и, конечно же, быть гибким и успевать менять «роли». Представьте себе продавца, который, вернувшись домой, не превращается в «отца» или «мужа», а продолжает продавать, продавать….

* В статье использовался модифицированный тест М.Куна и Т.Маркпартленда «Кто Я?», который в начальной версии используется для изучения содержательных характеристик идентичности личности.


 



Добавить комментарий

  • Поля помеченые звездочкой* обязательны для заполнения.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.
Введите защитный код:
 




Бизнес-тренер Дмитрий Козлов
• Проведение корпоративных тренингов для руководителей
• Индивидуальное консультирование, коучинг и обучение руководителей
• Проведение стратегический сессий, фасилитация рабочих групп
• Подготовка корпоративных бизнес-тренеров


Телефон:
+7(916) 642-28-59

E-mail:
dakozlov@yandex.ru



Copyright © 2008 Дмитрий Козлов. Все права защищены. Разработка: А.Соколов и Д.Васильев.